Эксперты опасаются проблем для калининградского бизнеса после введения Таможенного кодекса ЕАЭС


04.12.2017

С 1 января вступят в силу два важнейших для экономики Калининградской области законодательных документа: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и поправки к закону об Особой экономической зоне в Калининградской области. За месяц до знаковой даты представители регионального правительства, депутаты, бизнесмены обсудили в калининградском экспертном клубе «ФедералПресс» положительные перспективы законодательных нововведений и предполагаемые риски. На круглом столе, который прошел на площадке МФЦ для бизнеса, эксперты отметили, что благодаря вовремя внесенным поправкам удалось отстоять интересы Калининградской области на федеральном и евразийском уровне. Вместе с тем они не исключают, что применение ТК может создать непредвиденные проблемы. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Предварительный вариант Таможенного кодекса ЕАЭС предполагал нормы, которые могли существенно ухудшить условия ведения бизнеса в Калининградской области. Некоторые из них региональному правительству совместно с Калининградской торгово-промышленной палатой и бизнес-сообществом удалось вовремя скорректировать.

«Удалось избежать нормативов, которые могли создать дополнительную нагрузку на бизнес. Одно из главных достижений – мы отстояли понятие «товары Союза». В предварительном варианте Кодекса товары, выращенные из иностранных компонентов, не попадали под понятие «товары Союза», что создавало угрозу для всех сельхозпроизводителей и переработчиков. То есть, например, яблоки, которые выросли на завезенном саженце, нужно было растаможивать. Кроме того, сохранили существующее сейчас положение о том, что товары ЕАЭС перемещаются с остальной территории Союза на территорию Калининградской области без попадания под таможенную процедуру свободной таможенной зоны», – отметила вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Марина Фицак.

 607f018e1ddb7ba2c428adff322e2021.jpg

Не смотря на то, что Таможенный кодекс принят, таможенное законодательство окончательно не сформировано. Нормативно-правовые акты будут разрабатываться и приниматься в течение как минимум полугода. Поэтому в регионе продолжают внимательно следить за уточняющими документами Евразийской экономической комиссии.

Как отметили эксперты, с Таможенным кодексом связана практически половина поправок к закону «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Одна из них касается процедуры таможенной идентификации товаров.

Заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков, пояснил, что в настоящее время идентификация проходит по количественному признаку. Таможня считает количество компонентов, взвешивает упаковки. Небольшое изменение веса – и у предпринимателей возникают проблемы. Новый альтернативный метод идентификации будет основан на бухгалтерском учете.

2f419930739ede5de0e5f53089f9a10e.jpg 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Калининградская область инициирует внедрение режима доверия на таможне

«Мы совершенствуем законодательство. Такого нет ни у одного региона. Идентификация с учетом бухгалтерской системы – это изменение идеологии работы таможни. Для реализации этой идеи мы вводим электронную базу, куда предприниматель будет заносить товарно-материальные данные. Это одна из новелл. Вторая новелла в законе об ОЭЗ – в русле реформы контрольно-надзорной деятельности. К предпринимателю, который открыл свои данные и внес их в общую с таможней систему, будет применяться режим доверия – его не станут держать на границе, процедура контроля будет осуществляться постфактум», – рассказал Шендерюк-Жидков.

Зампред правительства также отметил, что практическое воплощение этой поправки произойдет не ранее середины следующего года. За это время необходимо подготовить и утвердить соответствующий проект Постановления Правительства Российской Федерации и создать электронную систему, которая впишется в существующие интерфейсы и будет согласована с таможенными органами. При удачной апробации опыт Калининградской области можно будет тиражировать на всю территорию России.

К положительным аспектам нового Таможенного Кодекса эксперты отнесли цифровизацию таможенного декларирования, что создаст прозрачность и открытость данных для всех стран – участниц Союза: России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Армении. В России будут созданы 14 электронных таможенных центров, один из которых – в Калининграде.

Вместе с тем такая широкая цифровизация, по мнению руководителя Фонда развития промышленности Калининградской области Дмитрия Чемакина, может создать сложности при синхронизации «электронной таможни» и калининградской системы идентификации товаров.

6b46e185c56017a29c307c27824f6bc9.jpg 

Он также заметил, что Кодекс нуждается в развитии с учетом калининградского транзита.

«Для Калининградской области экономика транзита – это основная составляющая затратности продукции. В Таможенном кодексе ЕАЭС транзит нормативно зафиксирован. Но для Калининграда он должен иметь особый порядок. Над этим надо работать», – считает Чемакин.

Тему поддержал генеральный директор ООО СК «Речдан» Владимир Романько: «Сложность не столько в нашем географическом расположении и тарифах, сколько в административных барьерах при транзите. Если говорить про привлекательность Калининградской области для бизнеса, нужно смотреть на проблему более системно – налаживать межведомственное взаимодействие всех контрольных органов, задействованных в транзитной сфере».

4cc4db744e868feb3c06853e85f71171.jpg 

По его словам, вступающее в силу с 1 января законодательство не решает проблем региональной системы автомобильных международных грузоперевозок.

«Законодательно поддержали сельхозпроизводителя. Это хорошо. Будет больше продукции. Но вывезти ее за пределы области мы не сможем. В регионе – дефицит транспорта», – пояснил Романько.

По мнению экспертов, нехватка в регионе транспортных средств международных перевозок может усугубиться в связи с предполагаемым увеличением суммы утилизационного сбора. За трейлер стоимостью 15 тысяч евро утильсбор составит около 20 тыс. евро.

«Автомобильные грузоперевозки это низкорентабельная область бизнеса – на 40 % ниже, чем в России. Конечно, есть необходимость в льготах. Но по непонятной причине в поправку к закону об ОЭЗ об освобождение от утилизационного сбора не вошли транспортные средства международной перевозки. Мы попытались внести, но не получилось», – рассказал депутат Калининградской областной Думы Леонид Степанюк.

2242ae25593d4c9b4b76bbf2db1eefef.jpg 

Опасения представителей транспортных компаний вызывает еще одно законодательное нововведение. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС под режим свободной таможенной зоны могут быть оформлены только находящиеся в собственности транспортные средства. Региональное правительство совместно с предпринимательским сообществом постарались исправить ситуацию через поправки к закону об ОЭЗ.

«Если опираться только на заложенную в кодексе норму, из-за дополнительных пошлин на транспортные средства, находящиеся в аренде и лизинге, развитие транспортного комплекса Калининградской области затормозится в два раза. Поэтому в поправках к закону об Особой экономической зоне было прописано условие, согласно которому под режим свободной таможенной зоны попадают также транспортные средства, являющиеся предметом договора лизинга. А если транспортное средство в аренде? Нам до сих пор не понятно, как таможенный инспектор будет трактовать законы с 1 января», – высказался Степанюк.

«Если возникнут проблемы, будем решать их через поправки», – заверил Александр Шендерюк-Жидков.

По поводу трактовки нового Таможенного Кодекса есть опасения и у руководителя информационно-аналитического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области Арсения Шаньгина: «Сообщество экспертов, юристов отмечает размытость в Кодексе некоторых формулировок. Нет единого регламента правоприменения. Таможенный офицер может по-своему трактовать понятия. Это влечет за собой коррупционные риски для бизнеса».

c17d217d8eb4cd077e44cd727bc07287.jpg 

Участники круглого стола отметили, что, не смотря на очевидные плюсы нового Таможенного кодекса, в процессе его применения бизнес может столкнуться с затруднениями. С какими конкретно – сейчас сказать трудно. Практика покажет. Заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков предложил представителям предпринимательского сообщества активно участвовать в формировании поправок в дополнительные нормативно-правовые акты и раз в квартал давать свои предложения.